ДВОРЯНЕ |КОРОЛИ |ОРДЕНА |ТИТУЛЫ |ГАЛЕРЕИ |БАННЕРЫ |БИБЛИОТЕКА | | |ГЕНЕАЛОГИЯ ДВОРЯН ЕВРОПЫ
<h1>Князья Турн унд Таксис: история фамилии почтовых магнатов Империи</h1>

Очень мало княжеских фамилий могли играть более-менее важную роль в политике Империи и Европы не выступая в роли активных политиков или солдафонов. К такому редкому кругу предпринимательских кланов принадлежит фамилия Турн унд Таксис, состояние которой процветало наравне с имперским двором в Вене. Более чем на 300 лет представители этой фамилии держали монополию на почту и пути сообщения между Веной и самыми дальними уголками Германии.

История этой фамилии начинается с XV века. В 1490 году император Фридрих III отпразновал полвека своего царствования и решил увенчать его усилением коммуникационной системы в своей империи. Недавно к владениям Габсбургов присоединился Тироль, вскоре в их империю будут включены Бургундия и Нижние Земли. Фридрих III понимал, что без эффективной связи будет очень сложно управлять столь огромной Империей. С таким замыслом император предложил монополию на почтовую связь фамилии Турн унд Таксис, которая уже выдвинулась в этой сфере. Только некоторое время спустя фамилия смогла распространить свое влияние на всю Империю. На следующие 300 лет фамилия Турн унд Таксис стала синонимом к словам транспорт и связь, а также синонимом слову "богатство", которое увеличивалось астрономически на их службе Габсбургам.

Фамилия имеет древние корни в городке Бергамо в Италии. Дворянство она получила от императора Максимилиана I в 1512, император Карл V подтвердил дарованную своего деда в 1534 г. Согласно альманаху Готов, фамилия возведена в баронское достоинство Империи в 1608, в 1624 при императоре Фердинанде II получила графское достоинство, а в 1681 г. при испанском дворе - княжеское. Император Леопольд сделал из князьями своей Империи в 1695 г.

Ни одна другая корпорация не могла гарантировать подобную надежность, какую гарантировала корпорация князей Турн унд Таксис. К концу XVIII века путешествие от Брюсселя до Инсбрука занимало всего 5 дней, тогда как от Брюсселя до Парижа целых 40 часов. Это был бесспорный рекорд в пользу фамилии Турн унд Таксис. В монополии использовалась конная система которая бесперерыва могла доставлять багаж и людей из одной столицы в другую. Наполеоном был первый человек, осмелившийся пошатнуть состояние этой монополии. А на фоне прогресса XIX века фамилия совсем потеряла монополию. Однако потеря почтовой монополии ничем не сказалась на финансовом состоянии фамилии, которая распространила свою деятельность на другие отрасли - начиная с пищевой и кончая финансовой (банки) и железнодорожной. Ее богатсво процветало и очень мало других фамилий смогли достичь подобного.

Турн унд Таксисы не только извлекали выгоду из своих корпораций. Их матримониальные союзы были также поводом для гордости и возвышения в свете. Начиная с Бергамо и кончая Венским двором, фамилия расширяля свои родовые связи и состояла в родстве с большинством правящих фамилий Германии. Первый существенный союз - принца Евгения Александра фон Турн унд Таксис и принцессы Анны фон Фюрстенберг. Их сын, Ансельм Франц, заключил союз с польской княжной Марией Лобкович в начале XVIII века. Третий принц Александр Фердинанд взял в жены Софию Кристину фон Бранденбург, продолжая традицию отца и деда. Пятый принц, Карл Александр, был женат на герцогине Терезе фон Мекленбург-Штрелиц, родственнице королевы Шарлотты, супруги короля Англии Георга III. Фамилия достигла своей вершины в 1858, когда наследный принц Максимилиан женился на герцогине Хелене Баварской, сестре императрицы Елизаветы Австрийской. Известно, что Хелена сперва была избрана невестой императора Франца Иосифа, но ее живая и прелестная сестра отвоевала сердце императора. Итак, Максимилиан стал сводным братом императора Австрии.

Брак Максимилиана и Хелены был как нельзя более успешным. К сожалению, первый скоропостижно скончался в 1867, оставив вдову с четырмя детьми. Дети росли непосредственно в гигантском фамильном дворце Св. Эммерана в Регенсбурге. Старшей дочере, Луизе, как первой сестре императора княжне было предопределено заключить брак с одним из самых благородных князей Империи - Фридрихом фон Гогенцоллерн-Зигмаринген, братом Карола I, короля Румынии. Младшая дочь - принцесса Елизавета - бракосочеталась с герцогом Мигелем Браганцским. Сын, Максимилиан, 8-й князь Турн унд Таксис, умер в 1885 г. без потомства. Ему наследовал его брат Альберт, женатый на эрцгерцогине Маргарите.

Принц Альберт был знаменит в Европе своим состоянием и был в числе самых богатых частных лиц. Он управлял своим капиталом из огромного дворца в более чем 500 комнат. К этому времени фамилии принадлежало более чем с дюжину дворцов и замков вокруг Регенсбурга и по землям Габсбургов. Альберт содержал очень своеобразный двор, который включал также представителей фамилии Виттельсбахов - его родня по материнской линии. Наконец слухи о том дворе покрылись легендами и коллекция различных искусств, собранных там, стала значительно возрастать.

Альберт имел восмерых детей от эрцгерцогини Маргариты. Двое старших мальчиков, Франц Иосиф и Карл Август, вышли замуж за двух сестер, инфант Елизавету и Марию Анну Браганцских. Франц Иосиф и Елизавета имели 4-ых детей, но только один достиг совершеннолетия - принц Габриель, который были убит во время Сталинградской битвы в 1942. Карл Август также имел 4-х детей и его старший сын, Иоганн (род. 1926) стал наследным принцем после смерти Габриеля.

Принц Альберт стал в открытую оппозицию пришедшему к власти Адольфу Гитлеру. Насколько сила нацистов росла, настолько росло и сопротивление фамилии. Гитлер был очень суеверным к силе Турн унд Таксисам. Вторая Мировая война серьезно сказалась на положении этой фамилии. Не только один принц Габриэль был убит. К концу войны Турн унд Таксисы потеряли значительные капиталы расположенные в Железном Занавесе.

Князь Альберт умер в возрасте 84 лет в 1952. Управление корпорацией возлегло на плечи принца Иоганна, имевшего отсилы 25 лет. Иоганн продолжал играть важную роль в делах корпорации вплоть до смерти своего отца в 1982. Во время смерти его деда Альберта корпорация располагала 30000 гектарами земли в Германии. Иоганн продал значительную часть этих земель и вложил капитал в земли в Северной Америке и Бразилии, а также в промышленность. К 1990-м состояние фамилии включало 5 банков и несколько деловых корпораций. Иоганн также принимает участие в восстановлении сфер, влияние в которых было потеряно в период войны.

Жизнь его светлости сиятельного князя Иоганна фон Турн унд Таксис окончилась 14 декабря 1991 года. Князь к своим 55 годам остался холостяком. Иоганн, всегда удивлявший публику своими решениями, взял в жены графиню из разоренной фамилии - Глорию фон Шенбург-Глахау, которая была младше его на 34 года. Шенбурги были представителями саксонской аристократии, но потеряли свое значение после 1945 года. К началу 90-х годов чета имела трех детей, включая принца Альберта, рождения которого все так долго ждали и который родился в 1983.

После смерти принца Иоганна империя Турн унд Таксисов рухнула под своими долгами и финансовыми спекуляциями. Глория открыла двери дворца своего мужа и продала все с молотка на аукционе. Она также продала все предприятия фамилии. Действия принцессы породили гнев других представителей фамилии. Однако принцесса сохранила все деньги в пользу своего сына.

По материалам Online Gotha, Британики, Grolier

Комментарии - мылом alex_polenov@mail.ru (koi-8&win)